Американский политолог, футуролог, философ, историк и социолог.
Профессор политологии Гарвардского университета.
Вопрос о том, каково наше будущее, входит в разряд религиозных. Попытки угадать, тем не менее, делаются часто. Ведь перед русскими людьми иногда встают интереснейшие вопросы, например: надо ли покупать недвижимость в районе Репино, если арктические льды всё равно растают и затопят побережье вместе с Петербургом. Стоит ли эмигрировать в США, если через пятьдесят лет белые станут меньшинством, и потомки русских эмигрантов будут гнуть спины на хлопковых плантациях в искупление вины перед чёрной расой. И, наконец, не захватят ли Россию китайцы. Спектр вопросов велик и, к сожалению, некому дать ответ. Иногда будущее всё же открывает свои секреты, как в случае с диссидентом Андреем Амальриком, который указал точный срок распада Советского Союза и в подробностях описал этот распад.
В данный момент существует две основных концепции будущего мира.
Первая принадлежит Френсису Фукуяме, который изложил её в своёй программной работе “Конец истории”. Вторая принадлежит перу Сэмуэля Хантингтона и опубликована в виде статьи под названием “Столкновение цивилизаций”.
###
Хантингтон опубликовал свою статью в 1993 году. Он предположил, что роль наций-государств, таких как Германия, Франция, США, Китай, Россия, Англия, столь сильная в двадцатом веке, начнёт скоро отходить на второй план. На первый план выйдут цивилизации - блоки государств, объединенные единым религиозным и культурным наследием. На разломах между цивилизациями будут происходить постоянные конфликты. В настоящее время налицо конфуцианский блок (Китай), исламский блок, индуистский блок, западный блок, православный блок. Теперь эти цивилизации, а не отдельно взятые государства, начнут борьбу друг с другом. Хантингтон посчитал, что США необходимо усилить связи с Европой и блокироваться с Мексикой и Россией.
В своей следующей работе - книге “Конфликт цивилизаций” он также указал на то, что западные потребительские ценности вроде пресловутой кока-колы, столь популярной у жителей Востока, не могут повлиять на появление у них западных либеральных ценностей и нисколько не мешают проявлениям радикального исламизма, а либеральная экономика не подразумевает либерализацию самого государства.
После 11.09.2001 репутация Хантингтона как провидца стала непоколебимой. Нынешняя администрация президента США берет его концепции за основу своей внешней политики.
Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что на ветке западной цивилизации сидит голубь Фукуяма и ястреб Хантингтон. И уже понятно, кто кого съест.
--------------------------------------------------------------------------------
Штаркер М. Фукуяма и Хантингтон