5.10 Социология: Социальная история История: Социальная история (либеральная идея и есть тот “конец истории”, после которой всё будет по-другому; основой для появления либерализма является рыночная экономика и общество потребления)
7.10 Философия: Философия истории История: Философия истории (либеральная идея и есть тот “конец истории”, после которой всё будет по-другому; основой для появления либерализма является рыночная экономика и общество потребления)
Видный американский политолог, футуролог и социолог японского происхождения.
Родился 27 октября 1952 г. в Чикаго. Получил степень бакалавра в университете Корнелл, защитил диссертацию по внешней политике СССР и ближневосточной политике в Гарварде.
В 1979-1980, 1983-89 и 1995-96 гг. являлся членом Депртамента политических наук Копорации RAND в Вашингтоне (округ Колумбия).
В 1981-82 и 1989 гг. работал в Штабе планирования политики при Государственном департаменте США, сначала как специалист по вопросам ближневосточной политики, а затем в качестве заместителя директора по европейским военно-политическим вопросам.
В 1981-82 гг. входил в состав делегации США на египто-израильских переговорах по Палестинской автономии.
Руководил проектами “New Science Project” и “Telecommunications Project” в Институте Передовых международных исследований при университете Джона Хопкинса, читал лекции в Калифорнийском университете в Лос Анджелесе.
Почетный доктор Connecticut College, Doane College, член наблюдательных советов следующих организаций: National Endowment for Democracy, The National Interest, и The New America Foundation, член редакционной коллегии журнала The Journal of Democracy.
Сотрудник факультета общественной политики университета Джорджа Мейсона.
Автор более 80 работ, в том числе "Конец истории и Последний человек" (1992), которая завоевала премию литературной критики журнала “Лос Анджелес Таймс”, а также международную премию “Premio Capri”.
Обладатель награды “Excellence 2000 Award” Паназиаамериканской торговой палаты США (1995 г.) и Президентской Медали Итальянской Республики (1993 г.).
###
В данный момент существует две основных концепции будущего мира.
Первая принадлежит Френсису Фукуяме, который изложил её в своей программной работе “Конец истории”. Вторая принадлежит перу Сэмуэля Хантингтона и опубликована в виде статьи под названием “Столкновение цивилизаций”. После того, как обе эти статьи вышли в свет, о них было много сказано и написано, все они не единожды комментировались, а сами авторы в дальнейшем развивали свои идеи. Чтобы избавиться от налипшей в процессе обсуждений шелухи, я обращусь к двум этим работам без упоминания дальнейшей полемики, обращусь к первоисточникам, так сказать. Фукуяма опубликовал свою работу в разгар советской перестройки, когда противостояние двух систем, захватившее весь мир на сорок лет, подходило к концу. Поэтому необходима скидка на возникшее на Западе “головокружение от успехов”. Фукуяма предположил, что западная либеральная система ценностей является универсальной и конечной. Поскольку все возможные альтернативы социального устройства, такие как фашизм, коммунизм или теократическое государство полностью исчерпали себя в идейном плане. Концом современной истории можно считать французскую и американскую революции, когда либеральная демократическая идея обрела жизнь. Далее началась “постистория”, в течение которой одни страны будут еще принадлежать “старой” истории и трансформироваться, другие будут уже в “постистории”. Идея не нова, впервые её изложил Гегель еще в начале девятнадцатого века, когда предположил, что человечество рано или поздно придёт к единому социальному устройству, после которого изменений уже не будет. Идеей этой, кстати, затем воспользовался Маркс, для обоснования своих коммунистических теорий. Фукуяма же посчитал, что либеральная идея и есть тот “конец истории”, после которой всё будет по-другому. Он также выдвинул тезис, что основой для появления либерализма является рыночная экономика и общество потребления. При этом нет необходимости для всех стран стать либеральными, просто необходимо забыть поиск других, более высоких, форм общественного строя…
--------------------------------------------------------------------------------
Штаркер М. Фукуяма и Хантингтон