Английский историк и религиовед, основатель сравнительного религиоведения.
Дж. Дж. Фрэзер родился в 1854 г. в Глазго Начальное образование он получил в родном городе, а затем окончил среднюю школу в Хеленсбурге. В 1869 г. он поступил в университет в Глазго, где изучал классические языки и философию.
В 1874 г. Дж. Фрэзер получил степень магистра гуманитарных наук, но решил продолжить свое образование в Кембридже В 1879 г он становится сотрудником Тринити колледжа, а в 1907 г.- профессором Кембриджского университета. За исключением непродолжительных поездок для чтения лекций Дж. Фрэзер всю последующую жизнь провел в Кембридже и умер там в 1941 г.
Первая работа “Тотемизм” вышла в 1887 г. Последней была антология антропологии (1938- 1939 гг.). Самые известные работы Дж. Фрэзера - “Золотая ветвь” (первое изд. в 1890 г.) и “Фольклор в Ветхом Завете” (первое изд. в 1918 г ). Обе работы переведены на русский язык.
Дж. Фрэзер - основатель сравнительного религиеведения. Он собрал и использовал огромный материал, относящийся к разным историческим эпохам, с тем чтобы представить историю развития религиозного сознания. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальной противоположности разума - предрассудку. В сравнительном изучении религиозных верований и институтов Дж. Фрэзер видел не только средство к тому, чтобы нарисовать “панораму человеческого развития от дикости до цивилизаций”, но и орудие прогресса, поскольку в западном обществе обнаруживается множество унаследованных от прошлого предрассудков.
Самое важное из того, что создал Дж. Фрэзер, - предложенная им общая теория эволюции первобытного общества и первобытной религии В магии, исторически предшествовавшей, по мысли Дж. Фрэзера, религии, он видел результат неправильного употребления разума. Тем не менее магия предлагает первобытному человеку рациональные средства для того, чтобы объяснить мир и действовать в нем. Его подход индивидуалистический, он не связан с социальным контекстом изучаемых явлений и не предполагает структурное единство каждой данной культуры. Магия есть элементарный способ мышления, религия же имеет в виду сверхчеловеческое сознание и действие персонифицированных сил. Религия приходит на смену магии. С помощью религии человек познает самого себя, свою зависимость от богов, которым он поклоняется.
***
Дж. Фрэзер считается виднейшим представителем классического эволюционизма в антропологии, а также одним из пионеров сравнительного религиоведения. Опираясь на огромный массив этнографических и исторических данных, он стремился дать целостную картину верований и обрядов всех эпох. Согласно его воззрениям, человечество в своем умственном развитии прошло три стадии: магию - религию - науку. Из этой схемы видно, что Дж. Фрэзер обосновывал фундаментальное различие между магией и религией. Он считал, что магия повсеместно предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Наряду с разработкой этого положения, Дж. Фрэзер внес большой вклад в изучение тотемизма, культа природы и верований в загробную жизнь.
Из многочисленных работ Дж. Фрэзера необходимо упомянуть следующие' “Тотемизм” (1887), “Золотая ветвь” (1 изд в 2 т., 1890; 2 изд. в 3 т., 1900; 3 изд. в 12 т., 1911-1915), “Тотемизм и экзогамия” (1910), “Фольклор в Ветхом Завете” (1918), “Вера в бессмертие и почитание умерших” (1913-1924), “Почитание природы” (1926).
--------------------------------------------------------------------------------
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. -М.:Канон+, 1998.
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996.