Австрийский психолог и психиатр, один из крупнейших психологов школы З. Фрейда.
Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере.
Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.
Создает теорию логотерапии экзистенциального анализа. Проблема логотерапии (от “логос” - идея, смысл) - проблема утраты современными людьми смысла жизни, нравственного кризиса, “экзистенциального вакуума”. Разрушение старых ценностей и традиций, быстрая дискредитация “новых”, предлагаемых взамен, порождает у огромного числа людей ощущение бессмысленности той жизни, которую им приходится вести. Этим проблемам посвящены многочисленные работы Франкла. В их числе: “...И все же сказать жизни “Да” (1946), “Подсознательный бог” (1948), “Человек страдающий” (1950). Логотерапия - врачевание души, оказание помощи людям, страдающим “смыслоутратой”.
Франкл полагает, что никто не может дать человеку тот единственный смысл, который он может и должен найти в своей жизни, в своей неповторимой жизненной ситуации, ибо нет годного на все случаи жизни ответа. Вещи детерминируют друг друга, человек же определяет себя сам, он свободен. В поисках смысла человека направляет его совесть, она является “органом смысла”. Совесть и ответственность присущи и религиозным, и нерелиги- озным людям. Бог как “психологическая величина” - это персонализированная совесть, это “подсознательный бог”, живущий в каждом человеке.
Психология имеет дело с таким богом. Она оставляет открытым вопрос о существовании бога институализированных религий, трансцендентного бога. Этот круг вопросов рассматривается в статье Франкла “Психотерапия и религия”. В религии он видит феномен, который может выражаться не только в институализированной религии, но и вне ее. Социальная роль религии определяется ее способностью помогать человеку в его стремлении к тому, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
--------------------------------------------------------------------------------
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996.