Нем. историк религии, социолог, теолог и философ, автор работ по социологии рел. и фил. истории.
Э. Трельч - по образованию теолог. В 1894 г. стал профессором систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 г. - профессор философии в Берлине. В годы первой мировой войны и после защищал в публичных выступлениях права человека, демократию. Л. Гарнак видел в Трёльче крупнейшего немецкого философа истории, связавшего в своем понимании истории воедино идеологию и социологию.
Важнейшие труды: “Абсолютность христианства и история религии” (1902); “Основные проблемы этики” (1902); “Политическая этика и христианство” (1904); “Значение протестантизма для возникновения современного мира” (1906), “Социальные учения христианских церквей и групп” (1912), “Историзм и его преодоление” (1924) и др.
Кн. “Историзм и его проблемы” является основной работой Трельча. В ней была сделана интересная попытка исследовать дух современности, отыскать новые ориентиры для возрождения европейской культуры, пострадавшей в годы первой мировой войны. Он стремился соотнести историю с задачами формирования будущего, исследовать важнейшие понятия и идеи, связанные с фил. истории. Т. изучал эволюцию протестантизма в контексте развития европейских культур.
В своих работах, ставших классическими, Т. выделял надличностную априорную основу соц. и культур. процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Всемирная история, по его мнению, - это история евроцентризма: “Для нас существует только всемирная история евроцентризма”. Только народы Европы наделены ист. самосознанием и критич. отношением к прошлому.
“Религиозный дух”, согласно Трельчу, связан с врожденными человеку религиозными чувствами, но развивается и реализуется в культурно-историческом контексте и в свою очередь оказывает влияние на развитие общества, решение социальных вопросов. Свою работу “Социальное учение христианских церквей и групп” он представляет как “историю христианско-церковнои культуры”, в которой все религиозно-догматическое и теологическое предстает лишь как “основа социально-этических действий или как отражение и обратное воздействие на социологическую среду”. Треёльч полагал, что идеи протестантской Реформации продолжают жить в религиозной мысли нового времени и могут дать приемлемую для современного человека ориентацию. Признание божественного начала в мире, т.е. за пределами собственно религиозной жизни, сообщает новый смысл религиозной жизни, сообщает новый смысл религиозному утверждению мира, ведет к разрыву с идеей первородного греха, признанию самостоятельных этических ценностей мира. Религия, регулируя поведение индивидов, является синтезирующим фактором исторического процесса. Протестантизм, в особенности кальвинизм, внес исключительный вклад в развитие европейской культуры и становление современного капитализма. Классической стала разработанная Трёльчем типология религиозных сообществ (церковь - секта - мистическая община) и характеристика их специфических черт и социальной роли.
--------------------------------------------------------------------------------
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996.
Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.