1.5 Культурология: Социология культуры Социология: Социология культуры (создатель теории действия и системно-функциональной школы, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии; анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке)
2.5 Религиоведение: Социология религии Социология: Социология религии (религия, наряду с моралью и органами социализации (семья, институты образования), относится к той подсистеме социального целого, которая обеспечивает функцию воспроизводства его структуры и "поддержания образцов")
Один из ведущих американских социологов-теоретиков, культуролог, создатель теории действия и системно-функциональной школы, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии.
Учился в Лондонской школе экономики, Гейдельбергском ун-те.
Помимо разработки общесоциологических категорий занимался анализом вопросов культуры. В работе “Социальная система” (1951) анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке. Оба явления автономны, но тесно связаны с социальной структурой. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, но одной из которых является культурная подсистема. Каждая из трех подсистем выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная - обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое.
Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, пишет автор, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной сферы П. выделил принцип реципрокности (reciprocity), т.е. взаимности, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.
***
В общем виде теория культуры П. сводится к следующему: культура - это все духовные и материальные достижения людей; они результат общественно-обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе первой и более “низкой” из них, социальной, лежат совместные действия людей, движимых, не в последнюю очередь, целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый принцип стремится : а) адаптироваться (приспособиться) к ней; б) достичь поставленных перед собою задач; в) интегрироваться, т. е. объединиться с др. индивидами; г) воспроизводить уже найденные соц. структуры; д) снимать с себя возникающие нервные и физические напряжения. Во второй системе, культурной, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. П. в своих трудах стремится создать единую, всеобъемлющую теорию общества, где важнейшим его регулятором выступает культура с ее нормативностью и символичностью.
***
Парсонс исходил из того, что в обществе действуют спонтанные процессы саморегуляции, поддерживающие порядок и обеспечивающие его стабильность. Саморегуляция обеспечивается действием символических механизмов, таких, как язык, ценности и др.; нормативностью, т.е. зависимостью индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; а также тем, что действие в известной степени не зависит от среды и испытывает влияние субъективных “определений ситуации”.
Религия, с точки зрения Парсонса, наряду с моралью и органами социализации (семья, институты образования) относится к той подсистеме социального целого, которая обеспечивает функцию воспроизводства его структуры. Это зона, в которой социальная система наиболее тесно взаимодействует на своих границах с теми несоциальными факторами, которые близко примыкают к ней. Это - культурные и психологические факторы, составляющие зону “поддержания образцов”. Культурный элемент является главным из факторов, конституирующих религию, с ее акцентом на ценности. Парсонс отмечает, что светская культура также способна выполнять функцию поддержания образцов - через искусство, преподавание гуманитарных наук.
Религия, таким образом, представляет собой “пограничное” образование - социальное и культурное. Она относится к явлениям культуры, структурированным вокруг символически значимых компонентов и их взаимоотношений, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности.
Парсонс способствовал определенному повороту в социологии от “структурного функционализма” к “неоэволюционизму” как модификации общей теории систем, которая обращает большое внимание на социальные изменения и проблемы управления этими изменениями. В работе “Современный взгляд на дюркгеймов-скую теорию религии” (1973), фрагменты которой даны в хрестоматии довольно полно. Парсонс трактует теорию Дюркгейма как исследование места религии в системе человеческого действия. Эта работа дает возможность познакомиться как с концепцией Дюркгейма, так и самого Парсонса.
Основные труды: “Toward a General Theory of Action” (в соавторстве, 1959);. “The Social System” (1959); “Social Structure and Personality” (1964); “Sociological Theory and Modern Society” (1967); “Social System and the Evolution of Action” (1977) и др.