Российский философ, математик-программист, лингвист, инженер-экспериментатор, в сфере его научного поиска также семиотика, информатика, антропология, экология, другие смежные дисциплины, он автор четырнадцати книг и бесконечного множества статей.
В мировоззренческой части книги есть еще одна любопытная тема - народная магия как незаслуженно охаянная и обиженная форма языческой религиозности, до сей поры сохраняющая положительные потенции. Здесь больше задора, выпада, скорее культурного, нежели религиозного пафоса. “Культуры остаются способными к гармонизации общества до тех пор, пока они сохраняют в себе магическую силу воздействия. Пирамиды, храмы и мифологические скульптуры Египта имели магическую силу, утраченную теперь. Величественные готические соборы западного средневековья, в своей архитектуре как-то еще связанные с древним Египтом, были магическими катализаторами народного духа.
Так было и с русскими православными храмами - я еще помню умиротворяющую храмовую магию старой Москвы с ее колокольным перезвоном, особенно пасхальным”. Оккультистскую магию профессор Налимов все-таки не пропагандирует. Его интерес к теме магии носит наследственный характер. Отец автора - этнограф, географ, фольклорист, профессор В. П. Налимов - происходил из зырян (коми), много и с симпатией писал о народных языческих верованиях зырян и пермяков. Он, по воспоминаниям Нахимова, обладал некой магической силой и имел большое влияние на мировосприятие сына.
Апологет свободы и творческого динамизма, Налимов с лета отвергает все, содержащее в себе хотя бы малую толику принуждения, отвердения и законничества - и это он относит к традиционному православию. О свободе мистической, невидимой Церкви он ничего не говорит. Но ведь ереси ветшают и костенеют с куда большей быстротой, чем апостольская Церковь в ее каких-то преходящих внешних формах, а о “культурной бескрылости” русской Церкви в дореволюционные времена с большим знанием дела писал о. Сергий Булгаков (о софиологии, кстати, В. В. Налимов отзывается с симпатией: “мифологическая модель космогонического звучания”). И уж априорно не хотят видеть критики исторического христианства, что “ветхая” Церковь продолжает духовно плодоносить (в ней не признается и не прививается разве что близкое мистическому анархизму бунтарское начало...).
Василий Васильевич был реальный философ, т.е. он был реально размышляющим о жизни человеком, но его работы никогда, кажется, не интересовали Институт философии РАН, несмотря на то, что печатались за рубежом. Его поразительная манера мыслить, вторгаясь в сопредельные философии (или вовсе далекие от нее) области, казалась неприемлемой и до сих пор кажется таковой представителям философских “направлений”. Можно, конечно, и в случае Налимова говорить о вполне определенной анархической философской традиции, к которой В.В. себя причислял (как в Америке, например, Пол Фейерабенд), но у нас это не принято и сейчас, что ж говорить о годах, когда его мысль созревала только? Положим, попытки ввести в философию математический элемент в советские годы еще как-то можно было понять и даже в некотором смысле приветствовать, но что было делать с его радикальным экзистенциализмом, с требованием “личностной теологии”, с философскими рассуждениями, граничащими с гностическими откровениями? Ничего, кроме гнева догматиков от науки и от религии, эти попытки вызвать не могли. Впрочем,“Спонтанность сознания” была издана коммерческим путем при содействии А.А.Шегай, сестры писателя Анатолия Кима. Может быть, это “неакадемично”, но это правда. И я не знаю других философов, которые могли бы похвастаться так вот странно появившимся, но совершенно полнокровным философским изданием. Изданием, более того, будоражащим, волнующим...
***
В.В.Налимов заявил о себе в науке после 18-летнего гулаговского "небытия" как кибернетик-шестидесятник. С его именем связано развитие нескольких новых научных направлений: химической кибернетики, метрологии количественного химического анализа, математической теории эксперимента, наукометрии. Эти направления объединились в его докторской диссертации "Метрологические аспекты химической кибернетики" (1963 г.).
Помимо разработки практически-ориентированных направлений Налимов занимался философскими проблемами, которые будоражили умы и вызывали многолетние дискуссии. Его размышления о вероятностной модели мира и вероятностной модели языка, о непрерывности против дискретности, о спонтанности сознания и неизбежности трансмутации современной культуры были столь необычны, что могли рассматриваться как вызов. Во всем многообразии научных интересов В.В.Налимова обнаруживается единый стержень – вероятностное описание внешнего мира минуя жесткий детерминизм. Идея случайности имела для него познавательный смысл.
Притягательная сила кибернетики виделась В.В.Налимову прежде всего в том, что в этой науке нашли свое завершение многочисленные потоки, несущие вероятностные идеи. Анализируя эти потоки, Василий Васильевич искал и те, которые исходили из древних источников, относились к забытым знаниям. Если в Европе проблема противопоставления причинности вероятностному подходу стала широко обсуждаться только в XX в., то древнеиндийских философов эти вопросы занимали уже две с половиной тысячи лет тому назад. В.В.Налимов считал, что вся система их взглядов необычайно похожа на кибернетические представления. Это – повторение цикла мышления на базе современных знаний. Что же касается детерминистического рационализма, доминирующего стержня в развитии европейской науки, то он исчерпал себя и пришел к своему логическому завершению. Эти мысли В.В.Налимов выразил в своих "Этюдах по истории кибернетики”, усмотрев предтечи этой науки в Древней Индии.
В какое время создавались "Этюды", где тогда работал В.В.Налимов и чем занимался? Это был конец 50-х годов. Василий Васильевич работал в МГУ заведующим отделом математической теории эксперимента межфакультетской лаборатории статистических методов, которую возглавлял академик А.Н.Колмогоров. В.В.Налимов был его заместителем. В те годы широкой известностью пользовалась его монография "Статистические методы планирования экстремального эксперимента", написанная в соавторстве с Н.А.Черновой (М.: Физматгиз, 1965). На общественных началах Василий Васильевич принимал активное участие в работе Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика” при президиуме АН СССР, председателем которого был академик А.И.Берг. В.В.Налимов возглавлял секцию "Химическая кибернетика" (в 70-е годы он был председателем секции "Математическая теория эксперимента").
В то время шли жаркие дискуссии между кибернетиками, которых называли "трубадурами черного ящика", и химиками-детерминистами ("трубадурами белого ящика"). При математическом описании химико-технологических процессов детерминисты предпочитали аналитический подход, разбивали сложную систему на части и строили модель на основе физико-химических закономерностей. Кибернетики же стремились разрушить миф о всесильности детерминизма в химии. Они оперировали информацией о феноменологической картине явлений, рассматривая химико-технологическую систему как систему типа "вход – выход", абстрагируясь от сложной сущности процесса. В дискуссиях В.В.Налимов выступал как "трубадур черного ящика", как пропагандист вероятностных моделей. В "Этюдах" нашли отражение отголоски этих дискуссий, несмотря на, казалось бы, несовместимые области знаний – химическую кибернетику и древнеиндийскую философию! Но В.В.Налимов умел устанавливать неожиданные взаимосвязи.
“Этюды” написаны в то время, когда В.В.Налимов увлекся идеей рассмотреть с единых позиций все многообразие языков: обычный язык, язык науки (в частности, язык математики), язык абстрактной живописи, язык биологического кода, языки древних культур. Позднее, в 70-е годы, в издательстве "Наука" выйдут первое и дополненное второе издания его книги "Вероятностная модель языка". Но в конце 60-х первой генеральной репетицией этого вероятностного спектакля по праву можно считать "Этюды", в которых вероятностной структуре языка уделено много внимания. Здесь В.В.Налимов строит своеобразную шкалу языков. На одном конце этой шкалы находятся строго формализованные языки – языки формализованных исчислений и языки программирования, на другом конце – языки с чисто вероятностной структурой, такие как язык абстрактной живописи. Наш обыкновенный язык, который мы употребляем в повседневной речи, занимает промежуточное место. Появление языка абстрактной живописи В.В.Налимов связывает с многообразием тех новых представлений, которые породили и концепцию кибернетики – мировоззрения с ярко выраженной вероятностной направленностью.
Язык древнеиндийской философии В.В.Налимов отнес к мягким языкам. В эту категорию вошел и язык абстрактной живописи. Полиморфизм в древнеиндийских текстах выражен более ярко, чем в современном языке европейских культур. Это еще раз говорит о том, что различия в языках культур проявляются в неменьшей степени, чем различия в национальных языках.
О столь же интересных и неожиданных взаимосвязях между современными научными представлениями и мировоззрением древнеиндийских философов В.В.Налимов говорит и в других разделах своих "Этюдов". Он видит эти взаимосвязи в представлении о карме и нирване как учении о большой системе, в игровой модели мира и проблеме цели, в проблеме узнавания.
В.В.Налимов написал "Этюды" в соавторстве с З.Б.Бариновой, специалистом в области древнеиндийской философии. Она помогла Василию Васильевичу подобрать необходимую литературу и интерпретировать многие неоднозначности переводов древнеиндийских текстов. В начале 70-х годов З.Б.Баринова эмигрировала в Италию, а затем переехала в США. "Этюды" – единственная публикация В.В.Налимова в соавторстве с ней. Главным генератором идей, которыми наполнены "Этюды", а затем “Вероятностная модель языка", был Василий Васильевич Налимов.
В 1974 г. "Этюды" вышли в свет в Индии на английском языке (“Sketches of the History of Cybernetics. Predecessory of Cybernetics in Ancient India”). На русском языке в очень сжатом виде кое-что из раздела "Вероятностная структура языка" представлено в главе "Мягкие языки" книги В.В.Налимова "Вероятностная модель языка". Тем большую ценность для отечественного читателя приобретает возможность познакомиться с полным текстом "Этюдов". Одно из интереснейших интеллектуальных исканий XX в. наконец станет достоянием научной общественности.