Высказал целый ряд культурологических идей, которые пронизаны идеями Фрейда и Ницше. Взгляды М. на культуру весьма специфичны. Он разработал понятия аффирмативной культуры и аффирмативного искусства. По его мнению, культура амбивалентна, т.е. обладает одновременно как позитивной, так и негативной значимостью: с одной стороны, она служит выражением сопротивления личности бесчеловечной реальности, с другой - выполняет аффирмативную функцию, узаконивает противоречие между человеческой потребностью счастья в реальной жизни и ее иллюзорным удовлетворением в искусстве.
В довоенных работах М. критиковал буржуазную культуру как орудие господства шаблонной ориентации ума. По его мнению, она стала товаром, украшением и “жвачкой” мира бизнеса и в этом смысле она уже не есть культура. М. выдвинул также идею просветительской культур, революции, которая в каждом индивиде разбудила художника. М. полагал, что искусство должно освобождаться от пагубного политич. и идеологического содержания. В своих работах М. пришел к выводу о том, что необходимо освободиться от аффирмативной культуры. Концепции М. пользовались популярностью в 60-е гг. среди “новых левых” экстремистов, которые считали своей целью “тоталитарную революционную войну” против “позднекапиталистического общества”, его “репрессивной культуры” и его авторитарной личности. Однако М. отошел от экстремизма “новых левых” и внес существенные поправки в свои концепции. Основные работы: “Разум и революция” (1941); “Эрос и цивилизация” (1955); “Одномерный человек” (1964); “Эссе об освобождении” (1969); “Контрреволюция и бунт” (1972).