В культурологии он известен своей теорией “интегрального гуманизма”, призванной, по его мнению, перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религ. ценностей. М. дал оригинальную трактовку проблеме соотношения культа и культуры. М. отмечает, что слово “культура”, обозначающее процесс развития человеческого разума в целом, вполне заменимо словом “цивилизация”, которое также обозначает процесс развития, но уже, с одной, частной, стороны как рождение городов и гражданской жизни. Таким образом, М. отвергает идею Шпенглера, противопоставившего науку цивилизации. М. полагает, что культура и цивилизация не только материальны, но и духовны.
По его мнению, существует определенная иерархия цивилизации: христианская выше языческой, но по своей природе преходяща. М. подчеркивает, что культура соприродна духовности, стало быть, она соприродна и рел. По мнению М., совр. культура антропоцентрична, и цели ее являются сугубо земными. В антропоцентрической культуре М. выделил три этапа. Первый - это период христианского натурализма, когда цивилизация полагала, что с помощью одного разума можно установить искомый порядок. Второй - период рационалистичности, период буржуазный. Здесь культура, отделенная от материального мира, обращается против него. Третий - период материалистического оптимизма, период революционный. Здесь человек вступает в борьбу с трансцендентным миром и своим творцом. М. ратует за тесную связь культуры и католической рел., которая должна и направлять развитие культуры, и пронизывать ее. Культурологи полагают; что такие работы М. как “Искусство и схоластика”, “Границы искусства” противостоят “Манифесту сюрреализма” А. Бретона (1924) и “Дегуманизация искусства” Х Ортега-и-Гассета (1925). Основные работы - “Antimodeme” (1922); “Trois reformateurs” (1925); “Religion et culture” (1930); “Science et sagesse” (1935); “Dieu et la permission du mal” (1963); “L'intuition creatrice dans 1'art et dans la poesie” (1976) и др.