Российский филолог, историк культуры, культуролог.
Основные труды посвящены истории рус. литературы X-XVII вв., а также творчеству рус. писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, Блока, Ахматовой. В 80-х гг. создал культурологич. концепцию, в основе которой рассматривались проблемы гуманизации жизни людей, а также переориентация воспитательных идеалов и всей системы образования как определяющие общественное развитие на совр. этапе. Л. рассматривает культуру как ист. память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и наст. Ввел понятие “экология культуры”. Важное место в культурологич. концепции занимает идея взаимосвязи культуры и природы (“Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей”, 1982, 1991).
С культурой Л. тесно связывает понятие интеллигентности и последней с нравственностью. В этическом аспекте рассматриваются проблемы нац. культуры. По мнению Л., нац. культура - это часть мирового культур, процесса. Выступает против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенно молодежи. Основные культурологич. идеи Л. изложены в его многочисленных работах: Избр. работы (т. 1-3, 1987); “Смеховой мир” Древней Руси” (в соавторстве, 1976); “Слово о полку Игореве” и культура его времени” (1978); “Память истории священна” (1980); “Экология культуры” (статья, 1980); “Великое наследие: классическое произведение Древней Руси” (1980); “Мозаика и живопись Древнего Киева” (1982); “Заметки о русском” (1984); “Прошлое будущему. Статьи и очерки” (1985); “Письма о добром и прекрасном” (1988); “Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет” (1989); “Русская культура в духовной жизни мира” (статья, 1990); “Раздумья” (1991); “Книга беспокойств. Воспоминания, статьи, беседы” (1991) и др.
Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав “девять заповедей гуманизма”, во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями.
В них он призывает культурную элиту: не прибегать к убийству и не начинать войн; не считать свой народ врагом других народов; не красть и не присваивать себе плодов труда своего ближнего; стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения; уважать идеи и чувства других людей; уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие; бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице; стремиться к тому, чтобы твой труд и идеи были плодом свободного человека, а не раба; преклоняться перед жизнью во всех ее проявлениях и стремиться осуществить все воображаемое; быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными; не создавать себе ни кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.
Как культуролог Д.С. Лихачев выступает последовательным противником всякого рода культурной исключительности и культурного изоляционизма, продолжая линию примирения традиций славянофильства и западничества, восходящую к Ф.М. Достоевскому и Н.А. Бердяеву, поборником культурного единства человечества при безусловном сохранении всех национальных своеобразий. Оригинальным вкладом ученого в общую культурологию стала предложенная им под влиянием В.И. Вернадского идея “гомосферы” (т.е. человеческой сферы) Земли, а также разработка основ новой научной дисциплины - экологии культуры.
За последние десятилетия нашего века наука о культуре, отражая общую тенденцию к взаимопроникновению и слиянию отдельных отраслей знания, в частности общественных и естественных дисциплин, все больше использовала достижения этих последних для объяснения самого феномена культуры.