Видный французский философ, антрополог, этнограф, религиовед и психолог.
Люсьен Леви-Брюль (Lucien Levy-Bruhl) родился в 1857 г. в Париже, где получил начальное и среднее образование. В 1876 г. он поступил в Высшую Нормальную школу, избрав своей специальностью философию. После ее окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получив в 1884 г. докторскую степень, Л. Леви-Брюль продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. В 1904 г. он становится профессором Сорбоннского университета. С 1917 г. он был редактором журнала “Философское обозрение”, а в 1925 г. вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Умер Л. Леви-Брюль в 1939 г. в Париже.
Занимался историей европейской философии и проблемами морали: “История современной философии во Франции” (1899), “Философия Огюста Конта” (1903), “Этика и наука о нравах” (1905).
Леви-Брюль знакомится и во многом разделяет идеи позитивистской философии О. Канта о социологии Э. Дюркгейма. У него пробуждается интерес к изучению социальных процессов, методологии интерпретации социальных фактов. Он принимает идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях. Заинтересовавшись этнографией, Леви-Брюль обращается целиком к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития, и сосредоточивается на том, чтобы раскрыть природу первобытного мышления. Он принимал участие в создании в Париже в 1925 г. Института этнологии. В 1910 г. вышла работа “Мыслительные функции в низших обществах”, в 1927 г. - “Примитивная душа”, “Сверхъестественное и природа первобытного мышления”, в 1930 г. - “Первобытное мышление”. Изучая первобытные мифы, верования, обычаи, Леви-Брюль пришел к выводу о существенном различии между первобытным мышлением и сознанием цивилизованного человека. Первобытное мышление по своему содержанию - мистическое и пралогическое (в нем нет различения естественного и сверхъестественного), оно мало считается с опытом и нечувствительно к противоречиям, руководствуется не законами логики, а законом сопричастности, т.е. признает передачу различных свойств от одного предмета к другому посредством соприкосновения, овладения и т.д. Это “пралогическое мышление”, в котором решающую роль играют ассоциации. Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, не являются плодом размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, слепого навыка. В целом же первобытное сознание - общественное, коллективное, является плодом коллективных обычаев и привычек. Логическое и пралогическое мышление - это не стадии, а типы мышления, сосуществующие в одном и том же обществе. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую сопричастность”. Леви-Брюль поставил, таким образом, проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и его общественной жизни.
Исследование первобытного мышления имеет значение не только для специалиста-антрополога, но и для социолога, в том числе и для социолога, занимающегося религией, поскольку помогает раскрыть особенности религиозных форм поведения и мышления. В конце жизни Леви-Брюль отказался от своей первоначальной теории “пралогического мышления”, но продолжал разрабатывать проблему “партиципации” - сопричастности, считая ее фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей - современному. Он стремился при этом разрабатывать методологию изучения мышления, основывающуюся на описании, а не на оценочных суждениях. Социальная партиципация рассматривается Леви-Брюлем как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. Он анализирует реальность, выраженную мифологическим языком, утверждая, что если восприятие существ и природных объектов носит “мистический характер”, то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит в себе “мистический элемент”, который заключает в себе нечто большее, чем реальное, “позитивное” содержание события. Таким образом, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с “мистической” реальностью. Таков ключ к адекватному пониманию мифологии.
Уже Дюркгейм и Мосс говорили о “коллективных представлениях”, но Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенным сознанием, которое существует преимущественно в первобытных обществах, которым свойственна корреляция между присущим им типом мышления по принципу “партиципации” и строгой социализацией, составляющей другую их отличительную особенность. Сопричастие, “партиципация” становится, таким образом, ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на этих последних формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью (“партиципацией”) и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.
Говоря о первобытном сознании, Леви-Брюль почти всегда ограничивается религиозными представлениями и действиями. Его теория мало связана с повседневной жизнью первобытных обществ, ее нерелигиозными аспектами. В то же время коллективный характер религиозных представлений и религиозных действий присущ не только обществам, не обладающим письменностью, но и тем, которые вступили в стадию цивилизации и сознание которых имеет уже иные (логические) свойства. Это обстоятельство заставляет признать, что теория Леви-Брюля важна как постановка проблемы, но предложенное решение далеко не окончательно и во многом дискуссионно.
Для исследователей религии наибольший интерес представляют следующие работы Л. Леви-Брюля: “Первобытное мышление” (1922), “Сверхъестественное в первобытном мышлении” (1931), “Мистический опыт и символы первобытных людей” (1938).
Помимо современной философии и истории общественной мысли Л. Леви-Брюль занимался изучением особенностей первобытного или “примитивного” мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и других эволюционистов, согласно которой первобытный человек мыслил так же, как и современные люди, Л. Леви-Брюль выдвинул положение о том, что разным этапам в развитии общества и культуры соответствуют различные типы мышления. По отношению к мышлению первобытного человека он употребляет понятие “коллективные представления”. Эти представления, передающиеся из поколения в поколение и навязываемые индивиду социальной средой, зачастую игнорируют элементарные логические законы и заменяют их законом партиципации (сопричастия). Подчеркивая мистическую ориентацию первобытного мышления, его нечувствительность к очевидным для современных людей противоречиям, а также преобладание в нем эмоциональных элементов, Л. Леви-Брюль склонен был характеризовать его как “пралогическое”. Разработанная французским философом концепция “пралогического” мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков.
Создал теорию господства “до-логического мышления” в общественном сознании первобытной эпохи. Выступал против эволюционистов (Э. Тайлор и др.), утверждавших, что первобыт. человек мыслил так же логически, как и совр. По мнению Л.-Б., в “низших обществах” преобладают “коллективные представления”, отличные от “индивидуальных”. Первые независимы от человеческого опыта и лишены логических противоречий, тогда как вторые основаны на практическом опыте и развиваются вместе с ростом человеческого знания.
Л.-Б. близок к школе Дюркгейма, откуда и заимствовано понятие “коллективных представлений”. В поздний период творчества намеревался отказаться от термина “дологическое мышление”. В его работах нет абсолютизации противоположности первобыт. и совр. типа мышления. Ввел понятие ментальности в кн. “Ментальные функции отсталых обществ” (рус. пер. “Первобытное мышление”). Культурология, идеи отражены в работах: “La mythologie primitive” (1922); “L'ame primitive” (1927) и др.