Крупный американский этнограф и культуролог, представитель “исторической школы” в этнологии, один из ведущих антропологов первой половины XX в. Труды по этнографии индейцев и общим проблемам этнографии. Окончил Колумбийский университет, был учеником Ф. Боаса.
Основные взгляды на культуру изложены в “Антропологии” (1923). Вслед за Ф. Боасом отказался от идей эволюционизма, т.е. признания универсального для всех стран культурного прогресса
, и от принципов функционализма. За единицу отсчета взят “культурный ареал” — четко определенный географический район, который выделялся сходством значительного числа культурных черт. Внутри него выделялся “культурный центр” — область наибольшей концентрации культурных черт, а также “культурные границы” — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и нарастают заимствования из соседних ареалов. Наиболее четкие границы можно наблюдать между письменными и бесписьменными (цивилизованными и нецивилизованными) культурами.
Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут действовать двояко: либо тормозить, либо ускорять развитие. Неудачное нововведение, как и неудачное заимствование, замедляет культурный рост. И наоборот. К неудачным относится то, что противоречит сложившимся традициям. Народы, накопившие наибольшее число удачных инноваций и заимствований, оказываются сильнее конкурентов. Сильные культуры легко переживают глубокие кризисы и имеют несколько пиков развития (у Китая и Индии их было 2, у Англии — 3, у Германии и Японии — 4).
Длительность локального подъема культуры продолжается от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Кроме локальных, существуют общемировые пики. Два мощных всплеска в человеческой культуре наблюдались в V-VI вв. до н.э. и XI-XII вв. н.э., связанные с появлением крупных философских систем. Развитие духовной сферы (философии и искусства) не зависит от экономики, а развитие науки напрямую определяется характером политической системы и уровнем экономики. Зависимость от религии имеет иную закономерность: философия, искусство и наука достигают зрелости, освободившись от религии, но не порвав с ней: все великие деятели философии, искусства и науки были людьми глубоко верующими. Вслед за падением религии снижается творческая активность нации, а затем наступает паралич культуры в целом. Ее подъем начинается только вслед за религиозным возрождением. Кризис культуры и нации в целом приводит к серьезному обновлению системы высших ценностей.
Все культуры незаметно переходят друг в друга, составляя один неразрывный континуум. Границы между ними размыты благодаря взаимообмену и постоянному взаимопрониковению культур. Вместе с тем они могут существенно различаться, поскольку каждая специализируется на одном или нескольких видах деятельности, достигая здесь наивысших результатов. В других областях ее может ожидать полное отставание. Ни одна культура не развивает всех видов творчества. Египет,
Япония, Рим не имели выдающейся философии, хотя преуспели в культовой архитектуре, государственном устройстве и регулярной армии. У арабов не было скульптуры, хотя они подарили миру математику.
К. внес огромный вклад в становление академической антропологии и развитие антропологического образования в США: основал один из первых факультетов антропологии в Калифорнийском университете, а также один из крупнейших ныне антропологических музеев (в Беркли). Внес значительный вклад практически во все области антропологии: этнографию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию. Его перу принадлежат свыше 500 работ — монографий, статей и т.д.
Идея о целостности культуры исследуется в др. его работе— “Конфигурация культурного роста”. Особый интерес у культурологов вызывает работа “Культура: критический обзор концепций и дефиниций” (1952), написанная в соавторстве с Клайдом Клакхорном. Она является историей понимания культуры на протяжении длительного ист. периода и отражена в концепциях и дефинициях. Основные работы: “Antropology” (1948); “Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions” (в соавторстве, 1952); “The Nature of Culture” (1952); “Anthropology Today” (сборник, 1953); “A Roster of Civilization and Culture” (1962); “An Anthropologist Looks at