В своих научных поисках проделал путь от истории к культурологии, затем обратился к философии и теологии.
Его задачей были поиски одухотворенной субстанции в человеке. В сочинениях подчеркивал инаковость человека XIII в. для человека XX в. ("Основы средневековой религиозности", 1916). Эту работу историки восприняли резко, так как подход Карсавина к истории был слишком индивидуальным, авторским. Критиковали за нестрогую научность. Бицилли разделял его подходы. В очерках 1918 года человеческая культура и история рассматривается как "раскрытие некоторой основной психической стихии, которая проявляется через индивидуальные осуществления во всех сферах жизни".
В 1920-х гг. пишет стилизации под средневековый теологический трактат Saligia и мистические сочинения XIV в. - Noctes petropolitanae. Они носят игровой, экспериментальный характер, но игры эти не от радости, скорее, от одиночества и трагичности мироощущения.
В Берлине вышла его книга о Дж. Бруно. Ненадолго примыкает к евразийцам. В 1927 переезжает в Каунас. В 1930-х гг. пишет 5-томную "Историю европейской культуры" на литовском языке.
В своих трудах воплотил дух Серебряного века. Считал, что "репутации разума сильно повредил рационализм XIX в. Этот рационализм хотел все выболтать, между тем удержанное втайне может быть важнее, чем высказанное вслух".
Исторический процесс считал близким человеческому душевному развитию. Постижение истории - не субъективное переживание, а реальное проникновение в иной душевный процесс, вживание в другую душу. Для изучения культуры прошлого вводит понятие "среднего человека", за что его критиковали.
Средневековый культ, по Карсавину, проникнут многослойным символизмом. В каждой детали культа - символ, и не один. Величественная и стройная система, охватывающая дело Христа, и религиозную жизнь, и жизнь природы, и настроения человека, и священный культ церкви. Каждая мелочь культа исполнена символического все эти истолкования сливаются в единое целое грандиозное построение. Этому близка символика готического храма.
Поиски символов, тайных смыслов, толкование текстов и явлений есть игра для ума, но игра всерьез, раскрытие заключенной в культе абсолютной истины.
Все детали жизни Христа символичны, ибо он в своей совершенной мудрости не делал ничего просто так.
Все в мире связано друг с другом и одно знаменует другое. Убеждение в необходимом и неизменном течении мира породило громадное количество примет. Вера в гадания, пророчества, астрологию. Церковь против астрологии, так как противоречие с принципом свободы воли. Были попытки примирить астрологию с церковью - Бог свой промысел проецирует через карту звезд, а может и не проецировать.
Но все вышесказанное - только одна из систем, сменяющих друг друга в каждом индивидуальном сознании. Это полуосознанные, неосознанные системы. Переплетение систем образует пестрое целое, которое и есть "средневековое миросозерцание"