Один из ведущих представителей “философии жизни”, наряду с Ницше, Бергсоном и Дильтеем; разрабатывал широкий круг проблем, включая философию истории и культуры, этику, политэкономию, религиеведение. Отстаивал самостоятельность социологии как науки, считается основоположником “формальной социологии”
.
Круг его социологических интересов также весьма широк: власть и насилие; социальная дифференциация; отчуждение; взаимоотношения общества и индивида; социология культуры, города, семьи и пола; социология конфликта; социология религии и др.
“Жизнь” понимается 3. как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только внутренними переживаниями, интуитивно. Эти переживания жизни объективируются в многообразных формах культуры. Свойственное 3. внимание к индивидуальным формам реализации жизни, неповторимым ист. образам культуры отразилась в его работах о Гёте, Рембрандте, Канте, Шопенгауэре, Ницше и др., многочисленных эссе по фил. и истории культуры.
Культуру 3. понимает как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической работы. Для 3.
культура - это форма жизни. Между жизнью и культурой существует конфликт, который и дает толчок разного рода политич. и культур, движениям. По мнению 3., источник творчества — личность с ее заданным способом видения. В соответствии с формами видения возникают различные “миры” культуры: рел., фил. науки, искусство и др., каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной логикой.
Зиммель рассматривал развитие общества как функциональную дифференциацию, сопровождаемую одновременной интеграцией различных его элементов. Возникновение интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в “исторический” период. История общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни, и вместе с тем — усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих двух важнейших “форм социации” ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы. Фактически Зиммель — один из основоположников структурно-функционального подхода к изучению общественной жизни: социальное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих индивидов (его форму). Это и есть для Зиммеля главный объект социологического исследования — социация, взаимодействие индивидов и его формы. К числу культурных форм, регулирующих человеческие отношения, относится и религия (наряду с языком, моралью и правом, политикой и т.д.).Сущностное ядро современной культуры, полагал Зиммель, образуют интеллект и деньги. Именно они дифференцируют и одновременно связывают воедино, интегрируют различные элементы социокультурного космоса — от экономических отношений до способов выражения эмоциональных состояний.
Культурные формы неизбежно рано или поздно “затвердевают”, “кристаллизуются”, “объективируются”, переставая служить адекватным выражением жизни, становясь тормозом на пути саморазвития и самореализации жизни. В этом — неразрешимая “трагедия культуры”, ее отчуждение от непосредственного индивидуального существования. Это относится и к религии: с тех пор как религиозные импульсы, в которых выражаются присущие индивиду жизненные порывы, объективировались и институализирова-лись в строго фиксированных догмах, религия лишилась источника развития. Отсюда — противостояние рождающихся сегодня не-институализированных религиозных движений традиционной “объективированной” религии, которая уже более неспособна выразить глубинные стремления человеческой натуры. Разложение традиционных форм религиозной жизни идет в русле гибели существующих культурных форм. По существу, новые формы религиозности ставят под сомнение основу религии — веру в потусторонние силы. Разрушая веками складывавшиеся религиозные формы и с ними нормативные структуры совместного существования, “жизнь” не дала взамен новой формы, отсюда — аномия, разрушение традиционных этических норм и т.д. Зиммель не оценивает традиционную религию саму по себе как предпочтительную по сравнению с новой религиозностью. Дело не в том, что старая религия была “полезна” или “хороша”. Дело в том, что после разрушения традиционной религиозной идеи современная общественная жизнь не сумела родить новой идеи, способной стать основой человеческого общежития. Социология религии Зиммеля сочетает в себе типичный для его времени функциональный подход к религии с идеей “трагедии культуры” и гибели всех культурных форм, включая религиозную.
Важнейшие работы: “Проблемы философии истории” (1892); “Философия денег” (1900); “Социология” (1908); “Понятие и трагедия культуры” (1911-1912); “Goethe” (1913, рус. пер. 1928); “Der Konflikt der modernen Kultur” (1918); “Конфликт современной культуры” (1994); “Понятие о трагедии культуры” (1994) и др. В 1906 г. вышла его работа “Религия”. На русский язык переведен ряд работ, в том числе “Религия. Социально-психологический этюд”, “Конфликт современной культуры” (П., 1923).