1.9 Культурология: Национальная культура Этнография и этнология: Национальная культура (создатель теории “культурных кругов”, согласно к-рой предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов (“культурных кругов”) в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая)
Немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы, создатель теории “культурных кругов” (книга “Метод этнологии, 1911), согласно к-рой предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов (“культурных кругов”) в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая “как волны отброшенного в воду камня”. Г. анализирует распределение схожих культурных элементов (орудий труда, навыков, эстетич. канонов, памятников искусства) и степень их схожести между собой, на основании чего выделяет в культурной истории двенадцать культурных кругов, связанных разл. механизмами заимствования. Он жестко привязывал “культурные круги” к опр. этносам, в рез-те чего значит, изменения в культуре, возникавшие при длит. контакте (аккультурации) двух этносов (“наложении культурных кругов”) объяснялись возникновением нового этноса, что входило в противоречие с этнич. историей человечества. Эвристичность применения диффузионного метода к систематизации явлений истории культуры в работах Г. послужила стимулом для дальнейшего развития диффузионной теории в антропологии. Методика анализа территориального распределения артефактов и выявления “культурных кругов”, предложенная Г., до сих пор применяется в отд. исследованиях.