Один из основоположников философской антропологии. Называл культуру “вечной спутницей человечества”. Признавая существование множественности культур, полагал, что единство культуры детерминировано единством человечества, точнее, биологической однородностью людей. Культура является частью организма каждого человека, который обладает “культурообразующей энергией”. Пытался создать универсальную “модель культуры”. В структуру культуры включал право, собственность, семью, определенное разделение труда и др. социальные институты, которые представляют собой образцы культурного поведения.
Арнольд Гелен использовал сравнение человека с животным. У животного специализированность органов и среда соответствуют друг другу. В отличие от животного, человек лишен биологической специализации, т.е. органической приспособленности к существованию в определенной природной среде. “В противоположность ко всем высшим млекопитающим, человек определяется прежде всего недостатками
, которые в точном биологическом смысле должны быть обозначены как неприспособленность, неспециализированность, как неразвитость – следовательно, в сущности негативно”. В силу чего подобное чудовищное существо оказывается жизнеспособным? В отличие от животного, человек открыт миру, воспринимает действительность во всем ее многообразии, но это тоже негативное свойство. Открытость миру для человека в тягость: избыток возбуждений и впечатлений, избыток влечений слишком сильно действуют на человека. Но человек – активно действующее существо, и потому все свои недостатки он превращает в свои достоинства, в средства своего существования. Человек должен проявляться как проект особого рода уже со ступени его органического бытия. Существенны для понимания человека не его анатомическое строение (прямая походка и т.п.) и не способность производить орудия труда, добывать огонь, не дух, не сознание. Существенным отличием является его биологическая организация, которая самой природой предопределена как специфически человеческая. Отличие в элементарных, но специфически человеческих комбинациях восприятий и движений, исключительном своеобразии сенсомоторных процессов, обеспечивающих пластичность, свойственную только человеку. Природа предопределила человека в человеческом тем, что она не определила его животным.
Человек сначала действует, а потом видит, ощущает. Ребенок трогает, а потом научается видеть. Наше восприятие избирательно и символично, мы воспринимаем те свойства и детали, которые важны для действия. Например, человеческий глаз сразу схватывает всю картину, т.е. человек овладевает избытком возбуждений, подчиняет и организует его, сводит к минимуму непосредственный контакт с внешним миром. Инстинкты тормозятся или смещаются, поскольку человек чаще производит символические действия вместо реальных. Человек может пребывать в состоянии покоя, потому что заранее знает, что можно сделать с той или иной вещью. Животное все время занято или спит. Человек преодолевает или устранят избыток возбуждения. “Бедный в своих органах чувств, нагой, эмбрионообразный во всем своем строении, ненадежный во всех своих инстинктах, он есть существо, экзистенциально вынужденное к действию”. Чтобы сохранить себя, он должен создать новые условия, новую среду, пригодную для его жизни. Человек занимает такое положение, которое делает мир доступным ему, позволяет человеку овладеть им. Он реагирует на вызовы бытия и творчески создает миры, которые являются постоянно развивающимися живыми мирами культуры. Но человек остается частью природы, ее вольноотпущенником. Диссонанс, возникший между человеком и природой, есть лишь выражение невозможности осуществления одного, определенного способа существования. Все равно остается некая высшая, изначальная, принципиальная гармония между природой и человеком.
У человека имеются многие, функционально друг от друга независимые инстинктоподобные импульсы – пружины социального поведения: инстинкт агрессии, взаимности, врожденной склонности действовать с учетом интересов другого. Отсюда вырастают все системы и институты человеческой общественной жизни. Они служат стабилизирующими силами, теми формами, которые находит “по природе своей рискованное, нестабильное и обремененное аффектами человеческое существо”, для того чтобы сделать возможным существование в союзе с себе подобными. Институты (например, семья, общество, государство), обеспечивая стабильные формы общежития, восполняют то, чего человек не мог бы достигнуть в силу недостаточности своей инстинктивной оснащенности. Поэтому надо осмотрительно и осторожно изменят их. Социальные беспорядки развязывают инстинкты агрессии против членов своей же социальной группы. Может произойти антропопсихологическая катастрофа, если будет совершена попытка коренного изменения существующих институтов за короткий исторический период.
Взгляды Гелена на природу и сущность человека – это построение метафизической антропологии, которая попыталась выявить вечные константы человеческого бытия, стать идейным средством примирения трагически напряженных противоречий нашего времени.
Осн. культурол. идеи отражены в работах: “Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt” (1944); “Studien zur Anthropologie und Soziologie” (1963) и др.