Немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии.
Ранние работы Вундта были посвящены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии. Выдвигая задачу превращения психологии в экспериментальную дисциплину, образец научного исследования Вундт усматривал в современном ему естествознании. Соответственно вундтовскому пониманию естественнонаучного метода всякое научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. В частности, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя.
Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать, далее, возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Доступ к сфере непосредственного опыта должно давать, по Вундту, "правильно поставленное" самонаблюдение, которое (в силу приведенных выше соображений) становится научным, только будучи включено в эксперимент. При этом Вундт вынужден был признать наряду с экспериментальной (и физиологической) психологией низших психических процессов необходимость существования и совсем иной, описательной и исторической, психологии высших психических процессов и образований (так называемой "психологии народов"), методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т. д.).
Согласно учению Вундта, духовное и материальное в человеке оказываются связанными, но подобного рода связь не может быть описана в категориях детерминирования первого последним, или наоборот. Материалисты и спиритуалисты с научной точки зрения одинаково не правы. Дух и природа в структурах индивидуального бытия предстают двумя различными аспектами рассмотрения одного и того же явления
.
"Принципу субъективного суждения" Вундт противопоставляет "принцип зависимости от духовной среды". Последний объясняет культурно-исторические явления не через посредство субъективного истолкования мотивов отдельных личностей, но путем исследования специфики внешних (духовных и материальных) условий жизни людей как общественных существ. Эвристическая ценность такого подхода — в сравнении с подходом, утверждаемым "принципом субъективного суждения", — представляется Вундту несомненной. На поведение человека, его мысли и самоощущение оказывают влияние самые разнообразные силы. К их числу относится и социальная природа самого человека. В истории жизни мыслящего человечества мы обнаруживаем множество духовных — психических по своей сути — феноменов, которые характеризуют человека не как индивидуальное, но именно как социальное существо. Таковы, например, религия, язык, обычаи, мораль, право, государство...
В последние годы написал труд "Психология народов".
На русский язык переведены его работы: Очерк психологии. – М., 1912; Введение в психологию. – М., 1912; Естествознание и психология. – СПб., 1914; Мировая катастрофа и немецкая философия. – СПб., 1922.