Pусский писатель, поэт, философ, исследователь культуры, теоретик русского символизма. Искал высший религиозный смысл культуры, стремился выработать универсальное представление о человеке и культуре. В культуре, по мнению Белого, происходит процесс "очеловечения" личности, преодолевается ее "замкнутое биологическое бытие". "Очеловечение", как его понимал Белый, - это "одухотворение". Сущность культуры он видел в творческом преобразовании окружающей действительности, в "пересоздании человечества", трансформировании его в новое качество.
В этом же заключается высшее предназначение нравственности и искусства. Однако Белый подчеркивает различие между тем, что он называет "художество" и "культура". Первое пересоздает мир идеально, второе - переводит этот процесс в реальность: жизнь превращается в материал, который благодаря творчеству перевоплощается в ценности. Белый, как известно, был теоретиком русского символизма. В своей работе "Символизм как миропонимание" он четко определяет три "лозунга" символизма в литературе:
1) символ всегда отражает действительность
2) символ есть образ, видоизмененный переживанием
3) форма художественного образа неотделима от содержания.
Символизм с самого начала не был для Белого просто художественным направлением, литературной школой, он воспринимался как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни). Вступая в схватку с "хаосом" за преобразование мира и личности, поэт сам преображается.
Художественное творчество Белого неотделимо от его философских исканий, от теоретического обоснования символизма. В своих научных трактатах, статьях, художественных эссе и рецензиях, публиковавшихся на страницах журналов символистского направления ("Мир искусства", "Новый путь", "Золотое руно", "Весы"), Белый стремился разработать теорию символизма как целостного миропонимания, как стройную систему и универсальную программу "искусства жить".
Система символизма представлялась поэту в виде мировоззренческой пирамиды, гранями которой должны служить наука и религия, поэзия и естествознание, философия техники и философия искусства, познание и творчество. В вершине пирамиды, по мысли Белого, сойдутся монизмы: материализм, идеализм, рационализм, позитивизм, мистицизм, при этом модуляцией послужит история философии и культуры.
Культура, трактуемая как "деятельность сохранения и роста жизненных сил личности и расы путем развития этих сил в творческом преобразовании действительности", и есть, по мысли Белого, "особого рода связь между знанием и творчеством; философией и эстетикой; религией и наукой...". Проблемы культуры ставит он во главу угла, когда в 1909 году принимается за подготовку трехтомника своих литературно-критических и философско-эстетических работ: "Символизм", "Арабески" и "Луг зеленый". Символизм, его гносеология, его культура — вот идейный стержень этой теоретической трилогии Белого.
"Последняя цель культуры — пересоздание человечества; в этой последней цели встречается культура с последними целями искусства и морали; культура превращает теоретические проблемы в проблемы практические; она заставляет рассматривать продукты человеческого прогресса как ценности; самую жизнь превращает она в материал, из которого творчество кует ценность" — эти положения, сформулированные Белым в очерке "Проблема культуры", вошедшем в первую книгу трехтомника — "Символизм", легли в основу многих его работ. Перенесение центра внимания на личность — свободную, творческую, героическую, на "внутреннее освещение человеческого прогресса" приводит Белого к переоценке самого понятия о прогрессе.
Основные теоретические работы: "Символизм" (1910), "На перевале (1918-1920, т.1-3), "Кризис культуры", "Революция и культура", "Философия культуры", "Символизм как миропонимание".