Американский социолог; профессор социологии и сравнительных исследований Калифорнийского ун-та (г. Беркли). Известен главным образом своими трудами в области социологии. В 60-е гг. занимался изучением восточных религий. В контексте веберовской парадигмы пытался выявить роль и значение этих религий в процессе модернизации, их специфику в современном обществе.
Под влиянием структурного функционализма Т. Парсонса Р.Н. Белла разработал эволюционную теорию религии, выделив пять основных этапов: “примитивную религию”, “архаическую религию”, “исторические религии”, “раннесовременную религию”, “современную религию”. Каждый из последующих этапов характеризуется возрастающей дифференциацией религиозных символов. По мнению Беллы, религия в современном обществе все больше становится делом индивидуального выбора и предпочтения, в чем он видит главную причину процесса секуляризации. Он широко известен как автор концепции “гражданской религии”, разработанной им в 60-е гг. “Гражданская религия” — это религия, объединяющая всех членов американского общества, независимо от их вероисповедания и конфессиональной принадлежности на основе институционализированных символов и ритуалов, в которых нашли выражение как публичные, так и частные взгляды. Это религиозное измерение американского образа жизни, проявляющееся в “системе верований, символов и ритуалов”, в богоизбранности американской нации и “укреплении национальной солидарности”, утверждении
общенациональных ценностей.
В книге “Привычки сердца” (1985), глава из которой предлагается читателю, вместо термина “гражданская религия” используются термины “республиканская” и “библейская” традиции, которые, по мнению авторов, тесно переплетены в жизни американского общества. Эта книга появилась в результате анализа данных, полученных в ходе пятилетних полевых исследований, проведенных группой из пяти социологов под руководством Р. Беллы. В центре работы — вопрос об индивидуализме и о том, в какой мере он способствует утверждению ценностей либеральной демократии, а в какой — представляет для них опасность, а также о том, есть ли в США традиции и социальные навыки, способные противостоять разрушительным аспектам индивидуализма при сохранении его позитивных сторон. По мнению авторов, религия — одна из тех сил американского общества, от которой будет зависеть, в каком направлении пойдет его дальнейшее развитие Книга вызвала огромный читательский интерес и получила высокую оценку социологов, теологов и политологов. В 1989 г. вышла новая совместная работа этих авторов — “Хорошее общество”, где развивается проблематика, начатая в “Привычках сердца”.