В центре науч. интересов А. находилось сходство различных культур, эпох, народов. Основой духовной жизни человечества он считал преодоление пессимизма, который характерен для рел. древних египтян, греков, евреев, а также для рел. буддизма. В своих работах культуру, базирующуюся на христианстве, он сравнивал с предшествующими верованиями, восходящими в свою очередь к антич. культуре. А. отдавал предпочтение культуре, насыщенной творческими воздействиями; А. полагал, что смысл культур, творчества состоит в любви. В этом плане представляет интерес его ранняя работа “Платонизм любви и красоты в литературе Возрождения”. Негативным для развития культуры считал болезненные “разрывы” в культур, преемственности, причину которых он усматривал в революциях — убогих и бесплодных, а также в духовных оскудениях — “мещанском” обмельчении духа. Культурология А. получила обоснование в его работах о рус. жизни; его трогает как трепетная “женственность души” России, так и сила ее духа; ему импонирует ее патриархальность, уют и внутренняя теплота. Культурологич. энергия “усадебных гнезд”
и деревенская жизнь были, по мысли А., плодотворны для синтеза культуры Востока и Запада.
Основные культурологич. идеи отражены в работах: “В поисках Абсолютного Бога” (1910); “Плач по умирающем Боге” (1912); “Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения” (статья, 1913); “Античный мир и раннее христианство” (1922); “Жажда подлинного бытия” (1922); “Из жизни Духа” (1935); “Из русской культурной и творческой традиции” (1959); “Преображение мира и жизни” (1959); “О жизни Преизбыточувствующей” (19
66); “О Достоевском. Четыре очерка” (1972); “Единый поток жизни: К проблеме единства христиан” (1973); “О красоте в мире” (1974) и др.