БОГОРОДИЦА, ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, ДЕВА МАРИЯ,БОГОМАТЕРЬ, Житие16

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

Иверская икона Божией Матери

(краткая история)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, - названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи вместе со своим сыном, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Пораженный воин в раскаянии пал пред иконой, оставил ересь и окончил жизнь строгим подвижником. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. К великой ее радости, икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по морю к западу. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Явление продолжалось несколько дней и ночей. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Старец объявил настоятилю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды). На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но наутро она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Скажи инокам, чтобы больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я сама охраняла Вас... в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет". Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса - Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне - Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. "...Собрав всю свою братию... сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону". Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. "И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом...". 13 октября 1648 года икону торжественно встречали в Москве у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее). По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им - Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла). С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской - как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны - и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.


СКАЗАНИЕ О КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Велико для верующих значение чудотворной Казанской иконы, которая пользуется в православных семьях беспримерным почитанием. Большею частью именно этою иконою благословляют молодых к венцу, и, озаряемый в детских мирным сиянием неугасимой лампады кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей. В Москве Казанский собор стоит на исторической Красной площади, против Кремлевских стен, в двух десятках шагов от Иверской часовни, в виду возвышающегося на площади памятника, с которого Минин указывает Пожарскому на Кремль. Он стоит незыблемым воспоминанием милости Богоматери к Русской земле в, одну из ужаснейших годин.
Казанский поход Царя Ивана Васильевича Грозного походил на крестный ход. Казалось, целью было скорее привести ко Христу новое стадо, чем покорить новое царство московскому царю. Казань пала в день Покрова Богоматери. Вступив на следующий день в Казань, царь немедленно заложил собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же царь определил место для построения и других храмов.
Распространение веры в Казани шло успешно, но потом магометанство оказало сильное сопротивление. В эту именно пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону. В 1579 году, после страшного пожара, превратившего в развалины половину Кремля и прилегавшую к нему часть города, магометане заговорили, что русский Бог немилостив к русским и пожаром показал свой гнев на них. "Вера Христова, - замечает летописец, - стала притчею и поруганием". Тогда Господь и явил милосердие Свое. Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтоб они извлекли из недр земли Ее икону, при чем Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребенка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: "Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь". Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от нее исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и свела дочь к воеводам и архиепископу. Но никто из них не поверил словам девочки. 8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла в полдень заступ, и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона, и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не по - порченный, точно икона была только что написана. Присутствовавшие при обретении иконы немедленно разнесли о том весть по всему городу. Архиепископ казанский с духовенством совершил на месте явления крестный ход, и икона была торжественно перенесена в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем ее был священник Гермоген, впоследствии митрополит казанский и затем патриарх Всея Руси, погибший в смутное время за православие. Он и описал событие явления иконы. У церкви было совершено торжественное молебствие, и затем икону понесли в Благовещенский собор. По дороге совершилось первое чудо: прозрел Иосиф, который был слеп в продолжении трех лет. Затем в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последующие времена было замечено что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдающим глазами.
Вскоре архиепископ и воеводы послали царю в Москву подробное донесение об обретении иконы с точным ее списком. Царь велел на месте явления строить женский монастырь и в нем хранить икону. Первой инокиней и впоследствие настоятельницей монастыря стала Матрона, обретшая святыню. Кроме первоначальной церкви, была вскоре воздвигнута новая, каменная, с трапезною. В 1594 году был заложен и в следующем же освящен новый обширный собор Успения Богоматери. Обители принесены были богатые вклады утварью, иконами, ризами; образ был обложен царскими дарами- золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Новые великолепные украшения возложены на икону императрицею Екатериною. При ней же решено построить взамен простоявшего двести лет и обветшавшего храма другой. Он заложен в 1798 году на отпущенные по велению Екатерины деньги и освящен в 1808 году.


Празднование Казанской иконы установлено 22 октября (4 ноября по новому стилю).


СКАЗАНИЕ О ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Икона эта, по укоренившемуся преданию, писана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Спасителя трапезовали: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. Когда евангелист Лука показал Богоматери свою работу, Владычица произнесла слова, сказанные Ею некогда при посещении после Благовещения праведной Елизаветы: "Отныне ублажать Мя вси роди", и прибавила: "благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет".
Икона эта оставалась в Иерусалиме до 450 г., когда при императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Царьград. В начале ХП века патриарх цареградский Лука Хризоверх послал ее в Киев, в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была поставлена в окрестностях Киева, в расположенном у Днепра великокняжеском селе Вышгороде, принадлежавшем некогда равноапостольной княгине Ольге, в существовавшем там женском монастыре. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия князя Андрея. Однажды духовенство вышгородского монастыря, войдя в храм, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они достали ее и поставили на прежнее место, но икона сошла с этого места и стала снова на воздухе. Князь Андрей был горячим чтителем Богоматери и имя Ее, - как говорит летописец, - было всегда у него на устах. Он узнал, конечно, немедленно о происшедшем чуде и стал раздумывать, - не есть ли воля Богоматери, чтобы Ее икона пребывала в другом месте. В то время Андрей замышлял с юга России перебраться на север, в землю Суздальскую, где хотел основать независимое от Киева владение. Усердно молился он пред иконой Богоматери и однажды ночью, без ведома отца, он выехал из старого Вышгорода, увезя с собой и икону, которая была ему дороже всяких сокровищ. По дороге он постоянно служил перед нею молебны и видел от нее много чудес.
Во Владимире на Клязьме жители встретили князя с усердием и радостью. Из Владимира он направился в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира десять верст, остановились и не хотели идти дальше. Никакие понукания и побои не помогали. Пришлось отпрячь их и запрячь других, но никакой силой и этих нельзя было сдвинуть с места. Долго и горячо молился князь перед иконой и, наконец, Богоматерь открыла Андрею Свою волю, чтобы икона осталась во Владимире. Андрей тогда поспешно заложил во Владимире собор, чтобы в нем с честью водворить святыню. Постройку вели так спешно, что через два года, в 1160 году, великолепно украшенный храм был закончен. Храм освятили в честь Успения Богоматери и поставили в нем икону, возложив на нее драгоценную великолепную ризу. С тех пор икона стала называться Владимирской.
Многие чудеса истекли во Владимире от этой святыни. Все росло и росло усердие к ней в народе и среди князей. Ее часто брали в походы. В 1164 году Владимирская икона ходила с Андреем Боголюбским в поход на волжских Болгар. Перед сражением Андрей укреплял себя исповедью и причастием и, молясь пред Владимирской иконой, восклицал к Богоматери: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". Все русские бойцы вслед за князем со слезами прикладывались к иконе и, призывая помощь Богоматери, шли в бой. Болгары были разбиты, и после победы на поле сражения совершено было молебствие пред Владимирской иконой.
Как известно, князь Андрей был в 1173 году убит боярами, и после этого события по всему Владимиру открылись грабежи и поднялся мятеж. Тогда один священник Николай с крестным ходом понес по улицам Владимирскую икону, и мятеж утих.
Икона уцелела в великом пожаре 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор. Через 40 лет, когда 7 февраля 1237 года совершилось страшное разорение Владимира Батыем, икона опять осталась невредимою. Помощи этой иконы приписывали знаменитую победу Димитрия Донского над Мамаем 8 сентября 1380 года. А через 15 лет Владимирская икона, слава которой все расширялась в течении двух с половиной веков ее пребывания во Владимире, прославилась спасением Москвы, где с тех пор и стала пребывать, как великий и чудный оплот русской столицы.
В конце XIV века появился завоеватель, "бич народов", Тамерлан. В 1395 году он вторгся в Россию, пошел с лавиной своих полчищ в рязанские пределы, взял город Елец с его князем, избил много народу и, идя на Москву, дошел до Дона. Спешно собрав рать, великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел ему навстречу и остановился у Коломны, на берегу Оки. Более, чем на силу воинскую, рассчитывал князь на заступление небесное. Он звал на помощь Бога и Пречистую Матерь Христову, молился чудотворцам Петру, Алексею и Сергию, просил народ строго поститься в наступающий тогда Успенский пост и велел перенести из Владимира в Москву знаменитую икону Владимирскую. За нею послано было во Владимир почетное посольство из духовенства. И в самый день Успения, после литургии и молебна, икона была поднята со своего обычного места и принята на руки московским посольством. Владимирский народ плакал, расставаясь с заветной святыней.
Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. То было зрелище, полное величия и скорби. В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, великокняжеское семейство, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и провожали икону до Успенского собора. Еще не получая никаких вестей, все уже чувствовали освобождение от великой беды и радовались. Богоматерь не отвергла уповавших на Нее и Своей силой, без войск, прогнала Тамерлана. 
В Москве в память чудного избавления от гибели благодатью Владимирской иконы на том месте, где встречали ее москвичи, был основан существующий доселе Сретенский монастырь.
Во Владимире же, вместо перенесенной в Москву иконы, поставлено подобие ее: икона, писанная Петром, святителем московским, в то время как он был игуменом ратским.
Благодати иконы Владимирской приписывается также избавление Москвы в 1408 году от ордынского царя Едигея. Этот царь внезапно подступил к Москве, где не было тогда ни князя, ни митрополита. Людской помощи ждать было неоткуда, и москвичи молились пред Владимирской иконой об избавлении от беды. Внезапно Едигей получил весть о возмущении в орде и, бросив думать о Москве, поспешно направился домой. 
Сколько раз помогала Владычица Москве в борьбе ее с татарами, и Ее заступлению русские люди приписывали радостное событие окончательного свержения ига.
В 1514 году было совершено обновление Владимирской иконы, и в память этого установлен новый крестный ход.
При таких великих знамениях и благодеяниях, излитых Богоматерью на русскую землю через Владимирскую икону, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны всех русских людей. Пред нею молились выступая в походы московские великие князья и русские цари. Пред нею знатнейшие люди московского государства приносили присягу на верность царям.
В 1547 году в Кремле произошел сильный пожар. Владимирскую икону хотели вынести из Успенского собора, но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Тогда многие видели в небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.
При нашествии французов в 1812 году икона была увезена во Владимир 2 сентября, а 20 октября вернулась обратно.
В московском Успенском соборе первою в иконостасе слева от царских дверей стоит эта великая заветная святыня русской земли.
И сколько дум возникает в душе, когда подойдешь к ней, встанешь коленями в ту глубокую золотую сень-футляр, в которую вставлена икона, и прильнешь губами к древнему лику!.. Вдруг в те секунды промелькнет пред глазами столько великих событий, начиная от тех дней, когда евангелист Лука благоговейно списывал с живой Богоматери этот образ; вспоминается принесение его в Россию, в старый Владимир, многократное спасение Москвы...
Под темными сводами собора неясно выделяется иконопись знаменитой святыни, но Владимирскую икону носят во всех больших крестных ходах, и тогда на солнце можно различить благородное очертание и чудное выражение, запечатленное на доске святым иконописцем.

 


 

ИКОНА СПАСЕНИЯ НАШЕГО

б иконе Божией Матери "Ченстоховская",

перепечатано с сайта: www.zaistinu.ru)

Валентина Сизова


События, о которых я хочу и обязана поведать моим православным соотечественникам, имеют отношение к судьбе всей нашей России. И связаны они с образом Ченстоховской Божией Матери. Началась эта история в 1991 году, когда я со своей больной дочерью Александрой поехала в московский Елоховский Богоявленский собор поклониться святым мощам преподобного Серафима Саровского. Прикладываюсь к мощам и вдруг совершенно четко мысленно слышу: «Приедешь сюда 15 раз - и твой ребенок исцелится». Поскольку я была тогда человеком по существу неверующим и потому не способным принять чуда Божьего, то отошла в недоумении и подумала: «Ну, надо же, какая только чепуха в голову не придет. Вот как просто: “приедешь 15 раз” - и все. И это после того как вся медицина от нас отказалась...» Когда через несколько месяцев я немного пришла в себя и узнала, кто такой преподобный Серафим, какие чудеса он творил и творит, я стала почти в отчаянии плакать и молиться, как могла. И преподобный Серафим явился мне во сне. Он стоял в своей келье на 
воздухе, немного выше пола, и велел мне читать три акафиста: Господу, Матери Божией и ему самому, преподобному Серафиму. Я взяла благословение и начала читать. Затем, по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), добавила сугубый пост. Через полтора года мне опять явился во сне преподобный Серафим Саровский и велел искать икону Божией Матери «Ченстоховская». А через некоторое время был еще один, третий сон, также подвигающий на поиски иконы Ченстоховской Божией Матери. Где мне было искать неведомый тогда для меня Богородичный образ? Я пребывала в растерянности. И вот однажды я увидела во сне мать одного знакомого священника, монахиню, которая сказала, что мы с дочерью должны поехать в Москву, и назвала адрес. Мы собрались и 
поехали. Как оказалось – в храм. Я подошла к первому встретившемуся священнику и спрашиваю: «Где тут у вас Ченстоховская икона Божией Матери?» Он отвечает: «У нас нет такой иконы». «А в каком московском храме она есть?» – «Ни в каком». Удрученная и разочарованная, я уже собралась уходить, но на всякий случай спросила: «А если бы Вам было нужно отслужить молебен перед 
этой иконой, что бы Вы сделали?» – «Поехал бы к своей сестре домой. Это наша родовая икона. Достаточно старинный, красивый образ». Я была поражена. Это было чудо... 


СКОРБИ ЛИЧНЫЕ И БЕДЫ ОБЩИЕ…

После столь дивной встречи с Ченстоховской иконой я подошла к священнику, мать которого видела во сне, и спросила, знает ли он что-либо о Ченстоховском образе Божией Матери и где можно что-нибудь почитать о нем. Было это, кажется, в 93-м году, когда православной литературы вообще издавалось очень мало. Вместо ответа батюшка вынес через минуту старенькую, столетней давности брошюру, в которой содержались все необходимые сведения об истории Ченстоховской иконы и подробное ее описание. 
Сам он нашел эту книжицу лет двадцать назад в Прибалтике, на каком-то заброшенном чердаке... К слову сказать, и другая моя встреча с Ченстоховским образом Богоматери была не совсем обычной. Однажды в электричке какая-то распространительница религиозной литературы навязала мне журнал, который оказался католическим. Ну, думаю, придется сжечь его. Приехала, разожгла в 
огороде костер и стала бросать в него лист за листом. Но вдруг рука моя остановилась, и я никак не могла оторвать следующий лист. 
Что такое, думаю, происходит? Переворачиваю страницу, а там – икона Божией Матери «Ченстоховская» и небольшая информация о ней. Оказывается, католики неоднократно предпринимали попытки отреставрировать икону так, чтобы шрамов на лике Пречистой не было видно, но им это ни разу не удалось: кровавые рубцы проступали вновь и вновь. ...Чтобы хоть как-то загладить грех 
непослушания преподобному, я съездила 15 раз в Дивеево. Однажды, когда я прикладывалась к святым мощам, вдруг слышу: «Ну, что, не хотела пройти легким путем – пройди теперь тяжелым: необходимо, чтобы об исцелении твоего ребенка служил молебен сам Патриарх, но молебен этот должен быть одновременно и о спасении России». Молебен должен быть соборный, то есть всенародный, покаянный, объявленный на определенный день по всей стране. Служить нужно Матери Божией перед образом Ее Ченстоховским. 
Просить – не о личном, а о спасении России. И возглавить молебен должен сам Патриарх. Кроме того, мы, русские, православные, должны дать обет, что когда Матерь Божия исполнит Свое обетование и спасет Россию, то Ей будет возведен величественный храм, как Спасительнице России в честь образа Ее Ченстоховского. То есть образ этот должен быть как бы заново прославлен в России, поскольку он у нас незаслуженно забыт. Если мы выполним повеление преподобного Серафима и желание Пресвятой Богородицы, то нам твердо обещана победа над христоненавистниками и воскресение Святой Руси. Забегая вперед, скажу, что в 1997-м году на праздник Державной иконе Божией Матери я услышала в тонком сне удивительную фразу. Запомнить ее дословно я не смогла, но смысл ее заключался в том, что ныне особая благодать от Державной иконы переходит к Ченстоховской, ибо это - икона последних времен и молиться о спасении России, просить о даровании православного Царя надо именно перед 
этим образом. Неожиданное подтверждение этому я нашла в книге «Неизвестный Нилус» (II том, стр. 352): «Было это в первые годы революции... “Никто не ведает судеб Божиих, - неожиданно произнес Нилус, - хотя великому прозорливцу преп. Серафиму Саровскому и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким 
людям и горько плакал при этом, но говорил также, что по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние и что при освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша. Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее в еще больших размерах. И это несомненно так, - продолжал он далее, - если Россия не услышит этого призыва, ...то мир погибнет, ибо без православной России на земле воцарится царство тьмы, а с ним и неизбежная эсхатологическая гибель человеческая”». «Почему Польша? Чем она может нам помочь?» – недоумевала я. И неожиданно поняла, почему и чем: ведь именно там, в Польше, в католическом монастыре, уже несколько столетий хранится плененная папистами икона Ченстоховской Божией Матери... Итак, волею преподобного Серафима мои личные скорби непостижимым образом переплелись с нашей общей бедой – бедой всей некогда Святой Руси, падшей в страшный грех богоотступничества. 
Угодник Божий распорядился, чтобы по всей России отслужили во главе с Патриархом молебен Божией Матери перед образом Ее Ченстоховским. Но разве это в моих немощных силах – поднять на молитву всю Русь? Я не представляла, что могу для этого сделать...


ЦЕРКОВНАЯ БЮРОКРАТИЯ ПРОТИВ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ


Несколько раз я пыталась попасть на прием или письменно сообщить обо всем, что мне известно, Патриарху Алексию II. Сначала я написала письмо Его Святейшеству и, желая ускорить дело, отдала его секретарю. Коротко выслушав, в чем дело, секретарь сказала, что письмо она по назначению передаст, но ответа ждать не надо. Затем я пошла на прием к архиепископу (тогда еще 
епископу) Арсению. Услышав слово «сон», он попросту выставил меня за дверь. К протоиерею Владимиру в Патриархию я обращалась дважды. Последний раз - по благословению отца Кирилла (Павлова). Слушать меня протоиерей Владимир не стал, сказав, что таких, как я, «здесь ходят по сто человек на день и все пекутся о спасении России». На мое оправдание, что я пришла не по своей воле, а по благословению отца Кирилла, о. Владимир пообещал отругать старца... Отчаявшись каким-либо образом довести до сведения Патриарха указание преподобного Серафима, я решилась передать свой материал прямо в руки Его Святейшеству. По Божией милости один добрый человек подарил мне приглашение на Патриаршую службу в Успенский Собор Кремля. Я отпечатала 
свою историю (жалею только, что в слишком большом объеме и довольно-таки путано) и вместе с Ченстоховской иконкой Матери Божией дала в руки дочери, надеясь, что, может, ей будет проще подойти к Патриарху, чем мне. Однако когда Его Святейшество пошел на выход, началась такая сильная давка, что как мы ни старались устоять, нас смели и смяли. И вот, когда Патриарх уже прошел мимо и удалился на несколько метров, я в отчаянии подумала: «Господи, это же невозможно!», - т.е. передать что-либо в руки Патриарху. И тут случилось чудо. Патриарх вдруг остановился, повернулся и спросил: «А где девочка?» Все, конечно, удивились. Я кое-как вытащила свою дочь из толпы. Его Святейшество вернулся, подошел к моей дочери, положил руку ей на голову и сказал: «Говори». Он успел повторить это трижды, прежде чем дочь пришла в себя и передала в руки Патриарху все, что было мною приготовлено. Я боялась поверить случившемуся и думала, что моя миссия на этом закончилась. Но однако и за сим... не последовало ничего. Несколько раз я решала бросить порученное мне дело, если оно никого не взволновало и если никто мне не верит. Но как только подобные мысли приходили мне в голову, состояние здоровья дочери ухудшалось. Был даже случай, когда я и обе мои дочери почти одновременно попали в реанимацию. А когда несколько лет назад, намереваясь прекратить начатое, я ставила свечу к чудотворному образу патриарха Ермогена в день его памяти, на мне вдруг вспыхнула кофта и, как молния, пронзила мысль: «Ты будешь гореть в адском пламени, если не доведешь этого дела до конца!» Устрашенная, я обратилась за помощью к старцам. В разное время я ездила к пятерым известным своей духовностью иереям Божиим. Никто из них не сказал, что я нахожусь в прелести, все отнеслись к моему делу благосклонно. Короче всех высказался отец Николай с острова Залита, он сказал: «Радуйся, тебе Господь открыл тайну». И благословил опубликовать открытое мне, как чуть раньше благословил меня на то же и игумен Герман.

Однако и такое, казалось бы, простое дело оказалось для меня непосильным. Три года я безуспешно обивала пороги московских редакций: мне либо не верили, либо оставались равнодушными к моему повествованию. Я не знала, куда еще я могу обратиться, и стала просить отца Кирилла указать мне какое-нибудь издательство. Однако батюшка (через келейницу Наталью) ответил: «Иди и 
делай все сама, как вразумит тебя Господь. Если Богу твое делание угодно, то у тебя и так все получится, а если нет, то ни один человек на свете тебе помочь не сможет». Получив от ворот поворот во всех издательствах и редакциях, я решилась наконец действовать «самиздатом» – отпечатала что-то вроде листовок с повелением преподобного Серафима, поехала на праздник в Дивеево и там их распространила вместе с иконками Ченстоховской Божией Матери. Указала в листовке дату и просила всех, кто верит в заступничество Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, соборно отслужить в этот день молебен Пресвятой Богородице перед Ченстоховским Ее образом. Сама же я в этот день оказалась весьма далеко от Москвы. Не надеясь отыскать в той глуши образ Ченстоховской Божией Матери, я весьма скорбела. И вдруг, совершенно неожиданно оказавшись в одном сельском храме, я к великому своему удивлению обнаружила в нем очень древний чудотворный образ Ченстоховской Богородицы и служащего при нем батюшку - иеромонаха Серафима. Когда я объяснила этому священнику, что мне снился преподобный Серафим Саровский и велел искать Ченстоховскую икону, он ответил: «Да это же Преподобный сам и послал тебя ко мне». Тут же отец Серафим отслужил молебен. После этого непробиваемая стена недоверия и безразличия, по милости Божией, стала рушиться. 

Сначала - даже без моей просьбы - часть материалов опубликовали в местной газете; потом я получила вразумление обратиться за помощью в Петербург к кому-нибудь из людей, чтущих блаженной памяти митрополита Иоанна (Снычева), и написала в газету «Русь Православная», где в феврале 1999 года была опубликована первая моя статья, а в декабре того же года – вторая.

«СЛУЖИ ПО ЧИНУ ИЕРЕЙСКОМУ…»

После тех публикаций у меня словно гора упала с плеч: ну, думаю, теперь-то наши иерархи не смогут не заметить призывов Царицы Небесной. Но, увы, в Москве они опять оказались никому не интересны. Некоторые священнослужители и поныне считают, что я занимаюсь блажью: храмы-де открыты, иди и служи молебен, если хочешь, – чего еще надо? Другие говорят, что народ наш «не дозрел» и к Богу, как следует, не обратился, а потому, мол, нечего зря беспокоить Матерь Божию! Я же не понимаю: зачем мудрствовать? Надо просто просить, умолять Царицу Небесную о спасении, возложив все упование на Нее... Один архимандрит, которому я рассказала все со мною бывшее, сказал: «Даже если все это выдумка от начала до конца - молебен все равно должно отслужить, поскольку от молебна может быть только польза». Да и может ли быть от соборного молебна вред кому бы то ни было, кроме врага рода человеческого? Вообще в глубинке народ церковный - как миряне, так и духовенство - отнесся к моему сообщению с большим вниманием и сочувствием. Тронуло оно сердца даже некоторых провинциальных архиереев... Вы, наверное, слышали о мироточивой бумажной иконе Царя-Великомученика Николая? Вот перед такой же иконой, которую я храню дома уже несколько лет, мне было явление святого Царя и всего Августейшего Семейства, причем не во сне, и Государь сказал: «Начинай служить по чину иерейскому». Я долгое время не могла понять, что это значит. Спросить у людей духовно опытных стеснялась - слишком уж удивительной казалась мне эта фраза. Недавно только я поняла ее смысл. Священник, иерей - служитель Истины, так что «служить по чину иерейскому» – значит нести людям правду Божию. В моем случае это означает, что я должна правдиво рассказать людям то, что мне открыто. И еще я поняла, что преданный нашим народом и прославленный им же Царь-Мученик также подтверждает волю Царицы Небесной о необходимости отслужить всенародный молебен. Когда соборный молебен в очередной раз не был отслужен, как положено, я, в состоянии, близком к отчаянию, даже не молилась, а просто плакала перед иконой убиенного Царя. И мне было абсолютно четкое вразумление: срок молебна - 7 января вечером, на службе праздника в честь Собора Пресвятой Богородицы. Сонм святых будет славить Матерь Божию на небе, и необходимо, чтобы к его гласам присоединился собор грешников на земле, воззвав к заступничеству Пречистой. Тогда Царица Небесная спасет Россию. Вспомните, православные: в дни смут и нестроений на Святой Руси, в годины войн, моров и гладов – кто ходатайствовал пред Богом о России? Кто спасал ее от врагов? Царица Небесная! Чьи иконы выносили на крепостные стены осажденных русских городов? Кому служили молебны? – Заступнице усердной, Пречистой Матери Божией! Она – главное наше упование и надежда, Она – наш щит и ограждение! Она, и только Она может спасти Отечество наше, Ею возлюбленное, – как прежде, так и ныне! Об этом свидетельствуют все наши святые: праведники, мученики, преподобные...

Один из почитателей старца протоиерея отца Михаила Прудникова сетовал как-то в 1918 году после службы в усыпальнице о. Иоанна Кронштадтского: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем. Надо что-то делать!» Старец ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи. Когда же окончится наказание, тогда Царица Небесная Сама помилует. А что помилует, я знаю»... Что я могу еще добавить? По бесконечному милосердию Божию и Его Пречистой Матери нашлись иереи Божии, которые, поставив закон любви превыше всех других, отслужили молебен в назначенные нам сроки, хотя он и не был всероссийским, как доселе ожидает Царица Небесная. Собор Русской 
Православной Церкви 2000 года засвидетельствовал небесную славу Царя-Страстотерпца Николая... Теперь на меня выпала обязанность сказать, что исполнена мера гнева Божия на Россию. Как отец Николай некогда сказал мне: «Радуйся! Тебе Господь открыл тайну!», – так и я беру на себя смелость сказать:
Радуйтесь! Потому что мы находимся на пороге чуда Воскресения Святой Руси. Я говорю столь дерзновенно потому, что получила об этом прикровенно вразумление от Самой Царицы Небесной. Времена исполнились. Матерь Божия вымолила спасение России. Победа уже оплачена. Не нами – а Царем-Страстотерпцем и новомучениками российскими, прославленными и не прославленными. От нас требуется только одно – послушание Царице Небесной.

(По благословению старцев, уже не первый год, 7 января вечером во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстоховской иконе Божией Матери – под праздник Собора Пресвятой Богородицы. И в этом году 7 января (н. с.) начиная с 16 часов Московского времени, по возможности - всем одновременно, благословляется служить молебны или читать акафисты этой иконе с молитвами о спасении России, против антихристовых сил, о даровании православного Царя. По возможности соборно. Давайте также присоединимся сами и сообщим об этом максимально широкому кругу православных друзей и знакомых.) 


 

Ченстоховская икона

(краткая историческая справка)


Ченстоховская икона относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука (память 31/18 октября). Во времена разгрома Иерусалима римскими войсками бежавшие христиане сумели сохранить и эту святыню. В 326 году ее получила в дар святая царица Елена (память 3 июня/21 мая), совершавшая паломничество по Святой Земле. В Русскую землю чудотворный образ был принесен основателем города Львова галицко-волынским князем Львом Даниловичем. При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Когда татары осадили замок Бельз, князь Владислав, уповая на помощь Матери Божией, вынес святыню на городскую стену. Пронзенный вражеской стрелой чудотворный образ навсегда сохранил следы истекшей крови. Спустившаяся на татарское войско мгла заставила их снять осаду и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую, где он и основал в 1352 году монастырь. Икону пытались украсть гуситы, но были наказаны за святотатство. В середине XVI века под стенами монастыря потерпела поражение победоносная шведская армия, после чего король Ян Казимир поручил свое государство покровительству Божией Матери, назвав Ее Ченстоховский образ «Королевой Польши». Так православная чудотворная икона, захваченная в качестве военного трофея, стала национальной святыней католической Польши. Ее равно почитают и в южнорусских и украинских землях. Ченстоховская икона прославилась многими чудотворениями. С нее сделано много списков как для католических, так и для православных храмов. Один из известнейших списков находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. 
Празднование Ченстоховской иконе Божией Матери совершается 19/6 марта. 

 

маркированный список

В начало

маркированный список

Назад

маркированный список

Дальше

 


Главная

Иконы

Молитвы

Copyright © 2008. S.O.V. 
E-mail:
autograph-mus@narod.ru