|
Боголюбская икона Божией Матери.
Боголюбская (Боголюбивая)икона
Божией матери
В 1157 году святой благоверный
великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий,
один из первых соби¬рателей и строителей Российской земли,
нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в
окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими
междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений
половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.
Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание святой
Руси — будущего Православного Московского царства.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери,
написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой,
нареченная впоследствии «Владимирской» и ставшая покровительницей
всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от
Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин,
и лошади не могли сдвинуть ее с места (икос 2). Святой князь Андрей
приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее
чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время
усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела
чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить
храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну
Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась
невидимой (икос 3, кондак и икос 4).
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел
написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив
Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте
богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную
церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе
с возникшим рядом городом Боголюбивым (кондак и икос 5, кондак б).
На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками
и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой
руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да
благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы
помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в
путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя,
Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила (кондак
12).
Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый
храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или
Боголюбскою (кондак 7).
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в
честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ
Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.
Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие
Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские
княжества от полного разорения, «Матерь градов русских» Пречистая
Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему
покинуть Русскую землю (кондак 9). Сохранилась память о том, что в
1432 году великий князь Московский Василии Васильевич Темный
(1425—1462) поставил список Бого-любской иконы в Сретенском храме
своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов
(1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил
к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными
камнями (кондак 10).
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и
предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (икос 10). В
1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей
чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении
множества народа внесли в город и обнесли его кругом, после чего мор
совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного
избав¬ления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход
с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после
чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обноси¬ли вокруг
города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным
ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь (кондак
11).
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским
засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших
благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных
эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились
Углич¬ский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и
Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах,
Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки
древней чудотворной иконы.
Празднование Боголюбской иконе было установлено святым благоверным
великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля н. ст.).
Copyright © 2008.
S.O.V.
E-mail: autograph-mus@narod.ru