|
Боголюбская икона Божией Матери. XIX в. Новгород.
Боголюбская (Боголюбивая)икона
Божией матери
В 1157 году святой благоверный
великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один
из первых соби¬рателей и строителей Российской земли, нареченный за
благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева,
раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными
волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою
родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами
было заложено основание святой Руси — будущего Православного Московского
царства.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери,
написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой,
нареченная впоследствии «Владимирской» и ставшая покровительницей всей
Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка
с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли
сдвинуть ее с места (икос 2). Святой князь Андрей приказал совершить
молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом
молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама
Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а
на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись
явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она
сделалась невидимой (икос 3, кондак и икос 4).
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать
на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву
такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся
Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы
и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом
Боголюбивым (кондак и икос 5, кондак б). На иконе Богоматерь изображена
стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей
Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее
молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над
образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших
святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую
землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и
Гавриила (кондак 12).
Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм
Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою
(кондак 7).
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в
честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ
Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда
в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и
никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного
разорения, «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась в
видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю
(кондак 9). Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь
Московский Василии Васильевич Темный (1425—1462) поставил список
Бого-любской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый
царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую
обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест,
украшенный драгоценными камнями (кондак 10).
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и
предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (икос 10). В 1771
году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную
икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа
внесли в город и обнесли его кругом, после чего мор совершенно
прекратился. С этого времени в память чудесного избав¬ления от чумы было
установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во
Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее
носили по домам, три раза обноси¬ли вокруг города, и 16 июня, накануне
празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно
возвращалась в Боголюбов монастырь (кондак 11).
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским
засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших
благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий,
особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Углич¬ский в 1654
году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году,
Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году,
Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.
Празднование Боголюбской иконе было установлено святым благоверным
великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля н. ст.).
Copyright © 2008.
S.O.V.
E-mail: autograph-mus@narod.ru